Русский Русский English Казахский
НОВОСТИ   СТАТЬИ   АРХИВ   РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ   О ЖУРНАЛЕ   КОНТАКТЫ
Категория: Статьи / Статьи Архив 2011-2014 / Оплата труда медицинского персонала

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОРДОГО ЗВАНИЯ

 

 

Нукушева Сауле Галимовна
директор РГКП Научный Центр Педиатрии и детской хирургии

 

Некоторая неудовлетворенность населения сегодняшним положением казахстанского здравоохранения и отношение общества к медикам как к представителям одной из низкооплачиваемых профессий является острой проблемой, касающейся преимущественно главных врачей. О том, что уровень заработной платы играет решающую роль в падении престижа медицинских работников, об увеличении текучести кадров и существующих методах нематериальной мотивации персонала наш разговор состоялся с  Нукушевой Сауле Галимовной, директором РГКП Научный центр педиатрии и детской хирургии, ранее занимавшей пост директора Департамента Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения РК.

 

– Сауле Галимовна, не могли бы Вы рассказать об оплате труда сегодняшних медицинских работников и способах мотивации персонала в медицинских учреждениях нашей страны?


– Этот вопрос по-прежнему остаётся одним из самых основных и наболевших для медицинских работников, потому что заработная плата у медиков невысокая и требует более высокого уровня. Мы бы очень хотели, чтобы труд работников ценили так же высоко, как за рубежом.
С введением Единой национальной системы здравоохранения, заработная плата медицинских работников увеличилась. Во-первых, были два Постановления правительства об увеличении заработной платы работников здравоохранения, во-вторых, во всех организациях, особенно в организациях, которые перешли на право хозяйственного ведения, каждый руководитель имеет право проводить дифференцированную оплату медицинских работников. Что означает дифференцированная оплата? Каждый врач получает ровно столько, сколько вложил труда, скольким пациентам помог, скольких людей проконсультировал, как добросовестно относится к собственной профессии. Такой метод дифференцированной оплаты внедрен во все клиники Казахстана.

 

В нашем Центре врачи, которые успешно реализовывают свою деятельность, имея большое количество обслуживаемых пациентов, работая качественно и постоянно совершенствуя свои навыки, соответственно, получают больше.
Также существует 1400-ое постановление Правительства РК о дополнительной оплате за ненормированные условия труда, ночные смены, дежурства. В целом, дифференцированная оплата труда, внедряемая сейчас повсеместно, будет способствовать мотивации медицинского персонала более качественной работе врачей, увеличению процента обслуживания пациентов, повышению квалификации, стремлению к получению более высокой категории. В нашем Центре открылось кардиохирургическое отделение, где, в основном, работает медицинский персонал среднего возраста, без большого стажа работы, высокой категории, поэтому к оплате их труда мы подходим индивидуально, с учетом выполняемых ими обязанностей.

 

– По сообщению акима г. Алматы Ахметжана Есимова, зарплата медицинских работников в Алматы выросла в 2011 году на 28%. Как это отразилось на таких важных показателях работы медучреждений, как качество медицинской помощи? Привело ли это к снижению текучести кадров?


– Повышение заработной платы – прямая зависимость текучести кадров. Часто медицинских работников привлекают в другие медицинские учреждения, обещая более высокую заработную плату. Ведь для работающего человека главным критерием постоянной работы является уровень оплаты его труда. 25-30% молодых специалистов, окончивших ВУЗ, к сожалению, не доходят до медицинских учреждений, отдавая предпочтение работе в фармацевтических компаниях и других организациях. Каждый руководитель должен способствовать уменьшению текучести кадров, повышать заработную плату – главный стимул работы персонала, мотивировать направлением на учебу, конференции и др. Труд медицинского работника очень тяжелый, особенно с больными детьми, у которых обнаружены онкогематологические заболевания, – для врачей это большая психоэмоциональная нагрузка.

 

– Помимо заработной платы медицинского персонала, сущест-вует иная сторона – нематериальная мотивация. Какова ее роль в повышении качества медицинского обслуживания? Расскажите, какие нематериальные мотивации персонала применяете Вы в своей практике?


– Для меня, как для руководителя, очень большое значение имеет нематериальная мотивация. Я должна заинтересовывать свой персонал не только заработанной платой, установленной Правительством и выделяемой государством, но и другими факторами, начиная с условий работы труда. В плане технического оснащения врачи нашего Центра обеспечены компьютерами, которые подключены к сети Интернет, функционирует библиотека, которая регулярно пополняется современными справочниками и трудами в области медицины, и каждый сотрудник имеет к ней свободный доступ. С августа месяца благодаря Министерству Здравоохранения нам удалось полностью поменять мебель в нашем Центре.

 

Как и в зарубежных странах, мы стремимся создать самые лучшие условия, уют и комфорт в помещениях, во всех отделениях есть детские уголки.
Большое значение мы придаем повышению квалификации медицинского персонала. Кадры нашего Центра регулярно принимают участие в тренингах, мастер-классах, тематических циклах совершенствования знаний, симпозиумах и научных конференциях, проходящих как в Казахстане, так и за рубежом. В течение прошлого года 64 сотрудника нашего Центра прошли обучение за рубежом.

 

 


Огромное внимание мы уделяем командной работе. Так, три команды наших врачей посетили Научно- практический медицинский центр детской кардиологии и кардиохирургии МЗ Украины в Киеве, пройдя обучение и повышение квалификации. Помимо этого мы подписали меморандум с Центром, согласно которому киевские специалисты будут регулярно посещать наш Центр с обучающими мастер-классами. Уже сейчас мы можем говорить о первых успехах – в нашем Центре проводятся сложнейшие операции на открытом сердце с применением аппарата искусственного кровообращения.

 

Наш Центр посещал именитый профессор Емец И.Н. Обучение, я считаю, один из важнейших видов нематериальной мотивации. Создание морально-психологического климата, премирование сотрудников, поощрения на юбилейные даты, на мой взгляд, – также являются отличными способами мотивации персонала.
Также к дополнительным стимулам можно смело отнести ежегодные номинации, которые мы проводим в нашей клинике. В прошлом году мы поздравили наших специалистов следующими званиями: «Лучший научный работник центра», «Лучший врач года», «Лучшая медсестра года», «Лучшая сестра-хозяйка», «Лучшая санитарка» и т.д.


Помимо всего, мы решили создать группы, чтобы проводить курсы английского языка. В настоящее время знание иностранного языка открывает новые горизонты, тем более для молодых сотрудников. На сегодняшний день эта тема достаточно злободневна и требует особенного внимания со стороны руководящего состава. Поэтому мы стараемся идти в ногу со временем, уделяя внимание обучению наших специалистов иностранному языку. 

 

 

– Как Вы считаете, какие условия для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров и усиления мотивации работников необходимо внедрить в клиники Республики Казахстан? Какие действия, на Ваш взгляд, станут приемлемыми для решения основных задач, которые сейчас стоят перед нашей системой здравоохранения?


– В те времена, когда наше поколение принимало решение посвятить себя медицине, в институтах были огромные конкурсы, сейчас же престиж профессии врача несколько снизился. При поступлении в ВУЗы молодые люди предпочитают идти на нефтегазовое дело, экономические, юридические специальности, так как уровень заработанной платы в этих отраслях в разы больше. Для привлечения кадров необходимо, прежде всего, повышать заработную плату, таким образом, мы бы могли привлекать специалистов даже из-за рубежа. Необходимо поднять уровень клиник на более высокую ступень, а именно проводить научно-педагогическую, научно-практическую работу, оказывать помощь областям. А также необходимо повышать уровень и статус наших клиник, именно тогда в них будут стремиться попасть лучшие кадры.

 

Для этого нужно создавать все условия для работника, обучать работе на самом современном оборудовании, новым технологиям и методикам лечения, привлекать иностранных специалистов для обмена опытом и совершенствования знаний. Подводя итог вышесказанному, хотелось бы пожелать, чтобы мы, работники медицинского труда, работали ради пациентов и для пациентов, оказывали самую качественную и профессиональную медицинскую помощь.

 

Как руководителю Научного Центра педиатрии и детской хирургии, мне бы хотелось надеяться, что мы всегда будем дарить счастье и радость всем мамам нашей страны в виде здоровья их дорогих деток. Видеть улыбку ребенка при выписке или при улучшении здоровья – лучшая награда дня нас. Будущее нашей страны в наших детях, и самое главное – чтобы они были здоровы.
Мне бы очень хотелось, чтобы профессия врача вновь стала очень престижной, чтобы молодые специалисты с гордостью носили гордое звание – врач.

 

Беседовала

Юлия Белянина

 

Для того чтобы прочитать полные версии подпишитесь на журнал
 

 

 

 

г. Алматы, пр. Абылай хана, 58, 2 эт., оф. 209 (уг. ул. Макатаева, вход с ул. Макатаева)
тел.: +7 (727) 2501485, 2738584, skype: medmedia.kz, e-mail: info@medmedia.kz
 
Яндекс.Метрика