Русский Русский English Казахский
НОВОСТИ   СТАТЬИ   АРХИВ   РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ   О ЖУРНАЛЕ   КОНТАКТЫ
Категория: Статьи / Статьи Архив 2011-2014 / Образование в сфере здравоохранения

 

ЗАЛОГ УСПЕХА И РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА «ДАНАЛЫК» В КАЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

 

МУРЗАГУЛОВА ЗОЯ ГАЛЫМОВНА
ДИРЕКТОР МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА «ДАНАЛЫК», ОТЛИЧНИК ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК

 

В Казахстане осуществляется государственная политика в области улучшения качества медицинского обслуживания населения в соответствии с Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения» и программой развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан».
Переход на современную систему организации медицинской помощи предусматривает повышение роли специалистов со средним медицинским образованием в качестве и доступности медицинской помощи в соответствии с едиными целями, задачами и принципами развития здравоохранения.
В подготовке медицинских кадров среднего звена большое место занимают медицинские колледжи. Реализация стратегических направлений в деятельности колледжа во многом зависит от совершенствования системы управления колледжем и деятельности его первого руководителя.

 

Сегодня своим бесценным опытом создания и развития медицинского колледжа «Даналык» делится его директор – Зоя Галымовна Мурзагулова. Конечно, необходимо рассказать и о необычной карьере руководителя колледжа «Даналык». Уникален опыт ее профессионального роста как человека, сделавшего без всякой поддержки карьеру руководителя.
Отец Зои Галымовны, Малдыбаев Галым Рахметович был известным в Казахстане писателем и журналистом.


Детство Зои Галымовны прошло в кругу соратников и друзей отца, таких как Сабит Муканов, Дихан Абилев, Габит Мусрепов, Куляш Байсеитова, Шара Жандарбекова, Иван Шухов и других. Она видела Жамбыла Жабаева, общалась с семьей Евнея Букетова.
Творческие данные отца передались и дочери. Хотя она является медицинским работником, но прекрасно владеет пером.
З.Г. Мурзагулова окончила Алматинский медицинский институт и начала свою профессиональную деятельность с рядового медицинского работника, а затем с 1974 по 1984 год была заместителем директора по учебной работе самого крупного Республиканского медицинского колледжа в Казахстане в г. Алма-Аты.


С 1984 по 1995 год являлась директором Республиканского колледжа повышения квалификации и выстроила для этого учебного заведения новый типовой учебный комплекс с общежитием для курсантов. В этом колледже побывали по обмену опытом многие зарубежные организаторы медицинского образования из Англии, Мексики, Франции, Китая и др. Активный участник многих конференций по линии ВОЗ и ЮНИСЕФ, в том числе международной конференции по первичной медико-санитарной помощи в г. Алматы в 1978 году.
Мурзагулова З.Г. является «Отличником здравоохранения РК», имеет правительственные награды. Она награждена медалями «20-летие Независимости Республики Казахстан», «10-летие Конституции РК», «10-летие Астаны» и множеством благодарственных писем, дипломов и грамот. Зоя Галимовна награждена нагрудными знаками «Денсаулық сақтау ісіне қосқан үлесі үшін» от Министерства здравоохранения РК и «Білім беру ісінің құрметті қызметкері» от Министерства образования и науки РК.


Занималась общественной деятельностью, избиралась депутатом горсовета г. Петропавловска, была членом Всесоюзного методического совета по медицинскому образованию и, в связи с этим, побывала и изучила опыт очень многих медицинских колледжей бывшего Союза.
Проходила стажировку по вопросам медицины и педагогики в Лондоне и Анкаре. Занималась научной работой в области лекарственных растений Северного Казахстана и химии сердечных гликозидов.
Зоя Галымовна является одним из родоначальников частного образования в Республике. В 1998 году ею был открыт первый частный медицинский колледж «Даналык» в Астане.


С 1998 года и по настоящее время является учредителем и директором негосударственного медицинского колледжа «Даналык».
За годы работы колледжа создана хорошая материально-техническая база, имеется собственный учебный корпус. Налажена работа с социальными партнерами, которыми являются многие лечебно-профилактические учреждения Астаны, внедряется дуальная система образования.
В колледже внедрена и совершенствуется система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта СТ РК ИСО 9001:2009. Учебно-методическая и воспитательная работа координируются единой методической системой и программой непрерывного воспитания, созданные педагогическим коллективом колледжа. Внедряются новые технологии образования с использованием технических средств, инновационных и интерактивных методов обучения.
У Мурзагуловой З.Г. много учеников и последователей, которые успешно занимаются проблемами Сестринского дела и образования в нашей республике.

 

Зоя Галымовна, вы так любите свою работу, хорошо знаете все вопросы, наверное, поэтому создали колледж «Даналык». Расскажите, пожалуйста, о своем опыте создания и развития медицинского колледжа. Сегодня он очень популярен в Астане – столице нашей родины, выпускники колледжа расхватываются медучреждениями, хотя дефицит кадров по медсестрам все еще остается серьезной проблемой.


Дефицит кадров – это на самом деле очень серьезная проблема. Если учесть, что молодые девушки продолжают образование в ВУЗах, уходят в другие более высокооплачиваемые отрасли, декретные отпуска, то медсестер всегда хронически будет не хватать.
Создавая колледж, я, конечно, понимала, что существует огромная востребованность в медсестрах в этом регионе. Не буду говорить о трудностях, они есть везде, но, как говорится, терпение и труд все перетрут! Конечно, мой огромный опыт в системе здравоохранения, желание самой работать и помочь стране решать насущные вопросы помогли мне создать этот колледж, тем более опыт по созданию медицинских колледжей у меня уже был. В Астане мне очень нравится, прежде всего, тем, что все наши министерства находятся здесь, не нужно никуда ездить и нам очень удобно решать многие совместные вопросы.


Колледжу «Даналык» в 2013 году исполнилось 15 лет. Уже выпущено более двух тысяч специалистов, колледж является частным и выполняет функции некоммерческого характера для реализации образовательных профессиональных программ, воспитательных, социально-экономических и иных функций, финансируемых ее учредителями. Контингент обучающихся на сегодняшний день составляет 1977 человек. Обучение осуществляется на договорной основе с полным возмещением денежных затрат. Дети-сироты (17 человек), а также дети сотрудников колледжа по решению учредителей обучаются безвозмездно.


В 2011 году прошел государственную аттестацию, которая проведена Комитетом контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан. Форма обучения – дневная, на базе основного общего и среднего общего образования на государственном и русском языках.
Подготовка медицинских работников среднего звена в колледже проходит по трем специальностям: 0306000 – «Фармация» (квалификация «Фармацевт»); 0301000 – «Лечебное дело» (квалификации «Фельдшер» и «Акушерка»); 0302000 – «Сестринское дело» (квалификации «Младшая медицинская сестра по уходу» и «Медицинская сестра общей практики»). Образовательная деятельность колледжа осуществляется на выполнении требований общеобязательных стандартов ГОСО РК.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О языках» в колледже внедряется триединство языков, имеются несколько кабинетов языковой подготовки.


Подготовка кадров ведется по группам на государственном, русском языках, а с 2013 года в одной учебной группе на английском языке. Из 64 учебных групп колледжа 33 группы обучаются на государственном языке.

 

Какие задачи колледж ставит перед собой в учебно-методической работе?


Главными задачами колледжа в учебно-методической работе являются: подготовка компетентных специалистов посредством учебно-методических приемов и ориентации на конечный результат; разработка и осуществление системы оперативного обновления содержания образования, переход в обучении от школы памяти к школе мысли и творчества, саморазвития студентов; внедрение единой методической системы.
В учебном процессе осуществляется интеграция образовательного процесса с наукой, производством, межпредметная связь между общепрофессиональными и клиническими дисциплинами. В Дорожной больнице сестринский персонал, совместно со студентами колледжа, проводят конкурс на лучшую медсестру, деловые игры и конференции.
Итоговым результатом работы колледжа является высокое качество обучения, сохранение контингента, признание на рынке образовательных услуг, расширение базы практического обучения и 100% трудоустройство выпускников в практическом здравоохранении.

 

Что вы можете рассказать о деятельности колледжа «Даналык», направленной на повышение качества обучения?


Мы ставим стратегические цели и задачи в обеспечении качества обучения. Главным в этом вопросе является определение ключевых компетенций, развитие критического мышления у студентов, использование здоровьесберегающих технологий и активных методов обучения. Качество обучения в колледже – это блочно-модульный учебный процесс, метод опережающих заданий, опорные конспекты, мониторинг по выявлению уровня знаний и умений студентов, внедрение в учебный процесс инновационных, интерактивных и информационных методов обучения и др.
Высокое усвоение знаний и умений достигается непосредственно на текущем занятии – знание здесь и сейчас.

 

Какие инновационные технологии используются в вашем колледже? Как вы используете интерактивную доску?


В колледже внедряются информационно-коммуникационные технологии с применением интерактивной доски, мультимедийного оборудования и компьютеров.
Очень часто интерактивная доска используется как экран для проектора, а мы пошли дальше, стали использовать интерактивную доску для виртуального обучения. Так, например, на занятиях используются виртуальные лабораторные работы по физике и химии преподавателей Кусаиновой С.Т., Оспановой А.О., Байгалиевой М.Б. По анатомии студенты виртуально собирают или разъединяют кости скелета, укладывают топографически правильно внутренние органы человека (преподаватель Ильин Н.А.).


По учебным дисциплинам фармацевтического цикла виртуально проводится классификация лекарственных препаратов и растений, их распознавание (преподаватели Туребаева А.Ж., Ташенова А.И.).
В колледже функционируют компьютерные классы с локальной сетью, выходом в Интернет, интерактивными досками. Имеется электронная почта по двум адресам. Во всех аудиториях имеются компьютеры, телевизоры, аудио- и видеотехника. В колледже работает библиотека с абонементом и читальным залом, оснащенная компьютерной и аудио/видеотехникой, электронными учебниками и пособиями. Создана электронная библиотека колледжа, которая в настоящее время насчитывает более 600 наименований. Вводится обучение студентов на Интернет-тренажерах и индивидуальных планшетах.

 

Что представляет собой единая методическая система колледжа?


Единая методическая система (ЕМС) колледжа «Даналык» разработана коллективом колледжа. ЕМС представляет собой свод положений, правил, инструкций, рекомендаций, образцов обязательной учебно-методической документации, материалов экзаменации, анализов, методических разработок, анкет, алгоритмов, современных методов обучения и других документов, нормирующих деятельность педагогического коллектива и обязательных для выполнения. Единая методическая система предполагает научно-обоснованный выбор методов и форм проведения занятий, а не механическое их смешение. Главной целью ЕМС является обеспечение высокого уровня качества подготовки специалистов через научно-обоснованный, упорядоченный, глубоко продуманный учебный процесс. Основной задачей единой методической системы является упорядочивание работы преподавателей в соответствие с едиными методическими требованиями.

 


Учите ли вы будущих фармацевтов готовить лекарственные формы?


В колледже, при подготовке фармацевтических кадров, большое внимание уделяется обучению студентов приготовлению лекарственных форм: порошков, растворов, мазей, сборов и других. При этом, первоначальные умения они приобретают в колледже, в кабинете лекарственных форм, а закрепляют их во время производственной практики в аптечных учреждениях. Лекарственный огород на территории колледжа позволяет студентам изучать растения на природе, приобретать навыки ухода за ними и подготовки гербария.

 

В медколледже «Даналык» вы активно внедряете дуальное образование. Что это за система обучения?


В здравоохранении дуальное обучение не является чем-то новым, и колледж «Даналык» внедряет элементы дуального обучения со дня его образования. Преимуществами дуального обучения являются: во-первых, обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников, во-вторых, достижение высокой мотивации в получении знаний, в-третьих, работа принципа «от практики к теории», в-четвертых, оценка качества подготовки специалистов, проводимая самими работодателями, в-пятых, обладание не только хорошими теоретическими знаниями, но и владение всеми необходимыми навыками всего преподавательского состава колледжа.


В целом же, дуальное обучение – это взаимодействие работодателей и колледжа в области подготовки специалистов. В медицинском образовании 60% академических часов выделяется по ГОСО РК на практическое обучение, которое проходит в колледже и в лечебно-профилактических учреждениях. В настоящее время стоит задача лишь углубить взаимное сотрудничество, придать ему новое и более углубленное содержание. Образование по данной системе подразумевает 2 места обучения, а именно: учебное заведение, где на занятиях приобретаются необходимые теоретические и основные практические знания в соответствии с учебными программами, и предприятие, где студент работает не по учебной программе, а выполняет работу данного предприятия. Так, например, в Германии, в рамках обучения по дуальной системе, учащиеся посещают учебное заведение 1-2 дня в неделю, а производственное обучение осуществляется на предприятии 3-4 дня в неделю.


Дуальное образование в колледже включает следующие элементы: работа с работодателями по совершенствованию содержания образования, совместная экспертиза рабочих программ. Вместе с работодателями преподаватели колледжа ежегодно корректируют перечень обязательных умений и навыков по специальным дисциплинам. Работодатели проводят экспертизу материалов государственных и текущих экзаменов. Непосредственные руководители производственной и государственной практики составляют характеристики на студентов, проверяют дневники и ставят оценки.

 

Руководители практического обучения в лечебно-профилактических учреждениях несут юридическую и физическую ответственность за качество оказываемых услуг студентами по уходу за больными и выполнение медицинских манипуляций. На государственные экзамены председателями итоговой Государственной аттестации назначаются представители практического здравоохранения.
Работодатели участвуют в вопросах повышения квалификации врачей-преподавателей колледжа. Так, например, в этом году все преподаватели колледжа прошли стажировку в городской станции скорой медицинской помощи.

 

Социальное партнерство – очень важный аспект в деятельности колледжа?


Залог успешной профессиональной подготовки кадров в колледже «Даналык» – социальное партнерство с лечебно-профилактическими учреждениями. Социальное партнерство – это совместная работа с работодателями, которая позволяет модернизировать учебный процесс, сформулировать и довести до студента компетенции, профессиональные умения и требования работодателей к специалистам. Осуществление системного подхода взаимосвязи колледжа и производства рассматривается как педагогическая подсистема целостного процесса подготовки специалистов среднего звена. Учебно-производственное обучение организовано в рамках социального партнерства и дуального образования в лечебно-профилактических учреждениях города Астаны: «АО Национальный научно-медицинский центр», «АО Научно-медицинский центр материнства и детства», «Городская станция скорой медицинской помощи», «АО Центральная дорожная больница», «Кардиологический центр» и др.


Одним из социальных партнеров колледжа «Даналык» является Перинатальный центр №1 г. Астаны. Здесь выпускники колледжа работают в качестве акушерок и медицинских сестер, а студенты на практике приобретают навыки ухода за роженицей, новорожденным, являются соучастниками самых радостных и незабываемых моментов жизни. Недоношенные дети, лежащие сегодня в кювезах, завтра, благодаря хорошему уходу, становятся полноценными гражданами страны.
Городская поликлиника №5 ежегодно принимает на работу выпускников колледжа и обучает студентов возрастным играм, уходу за детьми, лечебно-диагностическим процедурам, работе в процедурном кабинете.


Станция скорой медицинской помощи Астаны во многом укомплектована выпускниками колледжа. Работодатели совместно с будущими фельдшерами выезжают на экстренные вызовы и оказывают неотложную медицинскую помощь непосредственно в специализированных машинах скорой медицинской помощи 103, а также на местах вызова.
АО «Дорожная больница» является главным социальным партнером колледжа. В больнице развернуты кабинеты и лаборатории колледжа, где проходит доклиническое обучение, а затем клиническая практика осуществляется в отделениях.
Студентами колледжа проведена научно-поисковая работа, в которой они описали историю и создали фототеку лечебно-профилактических учреждений столицы, являющихся базами практического обучения.

 


К воспитанию студентов в колледже также подходят ответственно?


Очень ответственно, причем, не формально. Преподаватели и студенты с удовольствием проводят многие воспитательные мероприятия. А в столице, я хочу отметить, идет насыщенная и интересная жизнь, которая развивает поликультурную и когнитивную личность студента. Представьте себе, многие студенты приехали с регионов и вдруг участвуют в грандиозных мероприятиях, потому что колледж «Даналык» занимает активную позицию в общественной жизни города, и мы с удовольствием откликаемся на различные мероприятия, которые проводятся в Астане.
По проекту «Астана глазами студентов» проведен цикл мероприятий, которые получили высокую оценку со стороны акимата и руководства департамента образования города.


Воспитательный процесс направлен на реализацию Стратегии «Казахстан-2050», EXPO–2017, патриотическое и профессиональное воспитание, формирование здорового образа жизни, когнитивной, поликультурной и полиязычной личности студента. Традиционными в колледже стали тематические фестивали, конкурсы, конференции, олимпиады, спортивно-оздоровительные мероприятия, отмечаются знаменательные даты. Музыкальные коллективы колледжа «Сестричка», «Дана» и «Жар-жар» выступают на городских мероприятиях и в лечебно-профилактических учреждениях.


Активное участие в воспитательной работе и студенческом самоуправлении принимает Комитет по делам молодежи.
Многие внеаудиторные мероприятия проводятся совместно с лечебными учреждениями. Например, в 2013 году чествовали медиков участников ВОВ в городской поликлинике №5, провели благотворительные мероприятия в доме инвалидов и престарелых, студенты выступали с концертами в дорожной больнице. Совместные мероприятия были проведены с центром ЗОЖ, с Центром СПИД и др.

 

 

Зоя Галымовна, какими вы видите медсестер настоящих и будущих?


Сегодня все знают, кто такая медсестра и чем она занимается. Наверное, важно знать и отметить проблемы сегодняшних медсестер. Это иерархический подход к ее работе со стороны врачей и управленцев, перегруженность в работе, несоответствие жизненного уровня статусу ее профессии (зарплата, жилье) и обучение в колледже, так как только 50 процентов учебного времени отводится на спецдисциплины.
У будущих медицинских сестер расширятся полномочия, произойдет перераспределение функций, они станут более компетентными, самостоятельными и отвечающими требованиям философии и процессам сестринского дела. В этом помогут новые стандарты образования РК, где впервые предусмотрены такие профессиональные компетенции, как доказательная сестринская практика, участие в общественной жизни, гражданская позиция, пациент-центрированный сестринский уход и другие.
Новые концепции в образовании приведут к пониманию новой медицинской сестры будущего.

 

О моральном облике медицинской сестры очень много сказано. Тем не менее, что вы можете к этому добавить?


Сегодня следует готовить медицинских сестер, которые бы обладали интеллигенцией чувств. Интеллигенция чувств – это хладнокровное восприятие и выход из сложнейших ситуаций, умение справляться со стрессом, быть терпеливыми и сдержанными, а по отношению к больным проявлять мягкое словесное обращение, милосердие, душевность, сопереживание и сострадание. Однако большая эмоциональная, интеллектуальная и физическая нагрузка медицинских сестер иногда приводит к их срыву, но это бывает очень редко.

 

Зоя Галымовна, вы хотите сказать, что в подготовке медицинских кадров необходимо больше внимания уделять формированию поликультурной личности студента?


В последние годы администрация колледжа уделяет большое внимание светскому воспитанию и развитию поликультурной личности студента. Я сама совместно с коллегами разработала и провожу классные часы: «Пейзаж в русской живописи», «Женское лицо в живописи», организован уголок «Наш вернисаж». Формированию профессионализма у студентов способствует занятие на тему «Портретная диагностика», когда студентам демонстрируют портреты людей и по ним дается возможность поставить предварительный диагноз. Интересной по содержанию и форме проведения является интеллектуальная медицинская игра «Что? Где? Когда?». Студенты специальности «Лечебное дело» под моим руководством и преподавателя Искакова К.А. проводят исследовательскую работу «Влияние музыки и знаков Зодиака на здоровье человека». Традиционно, для всех студентов нового набора организуется посещение театра оперы и балета на оперу «Евгений Онегин» и балет «Лебединое озеро».

 

Что представляет собой система менеджмента качества в колледже «Даналык»?


Система менеджмента качества (СМК) – это совокупность постоянно действующих организационных, учебных, воспитательных мероприятий, нормативов, методов и средств управления, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества подготовки специалиста. Необходимость внедрения системы качества подготовки специалиста в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001-2009 обусловлено нарастающей конкуренцией среди учебных заведений за привлечение учащихся.
В условиях экономического кризиса важно организовать работу колледжа таким образом, чтобы поднять его престиж, качество обучения до такой степени, чтобы молодежь шла обучаться в данное учебное заведение независимо от форм собственности и, порой, даже от размера оплаты за обучение.


Также, с каждым годом возрастают требования внешних контролирующих органов при прохождении процедуры лицензирования, аттестации, различных проверок, особенно к столичному образованию. Внедрение СМК оптимизирует существующие процессы из состояния «как есть» в положение «как должно быть».
Колледж продолжает внедрять систему менеджмента качества. В 2010 году колледж прошел сертификацию, а в 2013 ресертификацию и получил новый сертификат соответствия требованиям СТ РК ИСО 9001-2009 «Системы менеджмента качества» применительно к оказанию образовательных услуг в области подготовки медицинских и фармацевтических специалистов среднего звена.

 

Какие документы разработаны в колледже по линии системы менеджмента качества?


По системе менеджмента качества в колледже разработано свыше ста десяти документов в соответствии с требованиями СТ РК ИСО 9001-2009. Из них: политика в области качества, цели в области качества, процессный ландшафт, организационная структура, матрица ответственности, руководство по качеству.
Разработаны методические инструкции, такие как «Порядок проведения мониторинга качества образования», «Порядок работы с преподавателями из практического здравоохранения», «Методическая инструкция по планированию идеологического, мировоззренческого и патриотического воспитания студентов»; карты процессов, среди которых «Оперативное управление», «Социальное партнерство», «Оздоровительно-профилактический процесс»; созданы документированные процедуры, такие как «Управление документацией», «Внутренний аудит», «Корректирующие и предупреждающие действия»; положения о подразделениях и объединениях, например, «Положение о Единой методической системе колледжа», «Положение об организации и проведении научно-исследовательской работы обучающихся и преподавателей колледжа», «Положение о системе экзаменации в колледже «Даналык»». Разработаны должностные инструкции для всех сотрудников колледжа, сетевой план-график работы и другие документы.

 

Какие возможности предоставляет внедрение системы менеджмента качества?


Для колледжа эта система дает многое. Прежде всего, подготовку специалистов на уровне мировых стандартов, на основе высокоорганизованной системы менеджмента качества, повышение эффективности функционирования колледжа и рост благосостояния его работников, получение преимуществ перед конкурентами за счет качества образовательных услуг, экономию трудовых и материальных ресурсов, а также увеличение контингента учащихся.

 

Зоя Галымовна, предпринимаете ли вы какие-либо шаги для налаживания международного сотрудничества?


Преподаватели колледжа, прежде всего, изучают отечественный опыт, посещают медицинские колледжи нашей страны. Но, между тем, в колледже особое внимание уделяется развитию международного сотрудничества. В последние годы опыт дуального и триального образования изучался зам. директора Мурзагуловой С.В. в Германии в колледжах гг. Дюсельдорф и Кельн, а также в Голландии в г. Амстердам. Российский опыт подготовки фельдшеров и медицинских сестер – в медицинском колледже №9 г. Санкт-Петербурга изучала преподаватель Кожахметова Г.С. Большую пользу принесла моя поездка в Москву и посещение медицинского колледжа №2. При создании системы менеджмента качества изучены материалы Томского медицинского университета, а в методической работе – опыт учебных заведений города Самары и Кембриджского университета.

 

Спасибо за интервью!

Автор: Салтанат Байтелесова
Фото: Антон Кучин

 

Для того чтобы прочитать полные версии подпишитесь на журнал
 

 

 

 

г. Алматы, пр. Абылай хана, 58, 2 эт., оф. 209 (уг. ул. Макатаева, вход с ул. Макатаева)
тел.: +7 (727) 2501485, 2738584, skype: medmedia.kz, e-mail: info@medmedia.kz
 
Яндекс.Метрика