Русский Русский English Казахский
НОВОСТИ   СТАТЬИ   АРХИВ   РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ   О ЖУРНАЛЕ   КОНТАКТЫ
Категория: Статьи / Статьи Архив 2011-2014 / Образование в сфере здравоохранения

 

ГОРОДСКОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ г. АЛМАТЫ СТРЕМИТСЯ К ВЫСОКИМ СТАНДАРТАМ В ОБРАЗОВАНИИ

 

 

САДЫКОВА АКМИРА МАХАНБЕТКАЛИЕВНА
ДИРЕКТОР АЛМАТИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГГО КОЛЛЕДЖА,
ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА г. АЛМАТЫ

 

В Алматы на пересечении улиц Кабанбай батыра и Наурызбай батыра расположилось замечательное старинное здание «Исторический памятник культуры г. Алматы» – памятник деревянного зодчества конца 19-го века, построенный по проекту архитектора Пьера Гурдэ в 1889 году. Сегодня в этом здании находится Алматинский медицинский колледж.
АМК возглавляет менеджер здравоохранения, специалист высшей категории, Президент Ассоциации специалистов сестринского дела г. Алматы Садыкова Акмира Маханбеткалиевна.


Необходимо отметить, что Акмира Маханбеткалиевна настоящий профессионал своего дела, представляет новое поколение руководителей здравоохранения и, как директор АМК продолжает поступательное развитие учебного заведения, сохраняя накопленный опыт предыдущих руководителей, стремясь к достижению новых вершин.
Она с отличием окончила Кызылординское медицинское училище по специальности «Медсестра общего профиля» и Казахский Национальный Медицинский Университет по специальности «Лечебное дело», а также Высшую Школу Общественного Здравоохранения, по специальности «Менеджер здравоохранения».


Садыкова А.М. участвовала в качестве Председателя рабочей группы совместно с представителем в Средней Азии и экспертами ВОЗ по внедрению программы «Безопасное материнство», основанной на доказательной медицине в Перинатальном центре города Алматы. Она поднимала вопросы повышения профессиональной роли акушерок, преподавала курсы повышения квалификации среднего персонала в акушерстве с целью существенно улучшить эффективность службы родовспоможения. Работая Главным врачом Городского родильного дома №1, занималась обучением и внедрением Программ ВОЗ, ЮНИСЕФ, СДС: «Грудное вскармливание», «Критерии живорожденности ВОЗ», «Эффективные перинатальные технологии».
Садыкова А. М., как врач акушер-гинеколог высшей квалификационной категории, владеет полным объемом экстренной и плановой диагностической, лечебной, оперативной акушерской и гинекологической помощи.

 

 


Она является Международным тренером по эффективным перинатальным технологиям, Национальный тренер международных Программ по обеспечению безопасного материнства и эффективных перинатальных технологий, национальный тренер по международным программам «Интегрированное ведение перинатального и постнатального периодов», «Обеспечение безопасной беременности и родов».
С 2008 года дипломированный слушатель шведского Университета Лунд, так как прошла двухэтапное обучение с успешной защитой казахстанского проекта на тему «Конфиденциальный аудит околопотери при гипотоническом кровотечении в послеродовом периоде». В ноябре 2011 года была приглашена в г. Стокгольм  для участия в семинаре «Репродуктивное, сексуальное здоровье и права женщин», где был озвучен первый отчет по казахстанскому проекту.


Она принимает активное участие в организации международных семинаров для акушеров-гинекологов и акушерок по внедрению новых безопасных технологии в г. Алматы, а также в других городах Казахстана.

 

Акмира Маханбеткалиевна, когда мы посетили в первый раз АМК, то попали на интересный конкурс, где учащиеся просматривали снятый ими видеоролик о проведенных на занятиях сестринских манипуляциях и разбирали свои ошибки.


И таким образом вы познакомились с новаторами педагогического мастерства Алматинского медицинского колледжа. Сейчас, впервые в истории колледжей АМК внедряет новые технологии преподавания и проводит конкурс уроков-дебрифингов. Мы создали Центр информационных технологий и симуляционного обучения, включающий виртуальную больницу, кабинет доказательной медицины и систему обучения в onlinе-режиме.

 

Акмира Маханбеткалиевна, любой профессионализм начинается с образования. Не могли бы вы рассказать о дуальной системе образования у вас в колледже?


На сегодня, дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Данный вид образования является важным и подчеркнут Президентом в стратегии «Казахстан – 2050»: «в ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования».
В процессе внедрения дуальной системы обучения составлен двухсторонний договор между нашим колледжем и 30 организациями здравоохранения г. Алматы.


Необходимо отметить, что связующим звеном в данном социальном партнерстве является назначение общего руководители практики – это главный врач или заместитель главного врача, главная или старшая медицинская сестра, акушерка, данные специалисты несут ответственность за организацию проведения профессиональной практики на соответствующей клинической базе. Непосредственное руководство профессиональной практикой осуществляют непосредственные руководители, в том числе, заведующие отделениями, старшие медицинские сестры, акушерки отделений, которые отвечают за качество проведения УПП в медицинском отделении по соответствующим клиническим направлениям.
Так, например, они составляют вопросы для аттестации студентов-практикантов, принимают участие в проведении основных организационных мероприятий клинической базы (сестринские конференции и т.д.).


Основой партнерских отношений является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов.
Интересным моментом является то, что именно желание получить специалистов высокого качества привлекает организации здравоохранения  участвовать в оценке знаний выпускников, в составлении рекомендаций по развитию новых инновационных форм профессиональной подготовки медиков, а также по совершенствованию компетенций преподавателя. Поэтому, при  проведении итоговой государственной аттестации мы приглашаем в качестве экзаменаторов  представителей ЛПУ.

 

Что представляет собой система менеджмента качества в Алматинском медицинском колледже?


Вы знаете, что в современное время стремительно развивается информационная цивилизация, которая обеспечивает развитие всего сектора социальной, образовательной, экономической жизни общества и естественно, что перед колледжем появилась необходимость в применении нового, передового опыта педагогики для предоставления лучших медицинских знаний. В этом аспекте СМК стала для колледжа механизмом для качественного внедрения и поддерживания в рабочем состоянии инновационных технологий по обеспечению лучшего медицинского образования.
И Алматинский медицинский колледж внедрил и поддерживает в рабочем состоянии систему менеджмента качества (СМК) с 2010 года. СМК функционирует по требованиям международного стандарта ИСО 9001-2008 и представляет собой систему по обеспечению качественного выполнения требований потребителей, а потребителями являются обучающиеся в колледже студенты.

 

Как осуществляется процесс внедрения СМК в колледже?


Важно подчеркнуть, что система менеджмента качества устанавливается не сразу, требует решения множества задач, особенно в документационном обеспечении системы менеджмента качества. Так, основными документами являются: стратегический план развития колледжа, цели в области качества, план по улучшению СМК.
Необходимо руководство по качеству, ландшафтный процесс, матрица ответственности, организационная структура колледжа, документированные процедуры внутреннего аудита, управления записями, управления документациями, предупреждающие и корректирующие действия. Также карты процессов, положения подразделений, положения об осуществлении процессов,  методические инструкции, определения требований потребителей, требования к поставщикам услуг, инструментарии мониторинга и требования к продукции и т.д. 

 

Что дает внедрение системы менеджмента качества?


Мировой опыт показывает роль СМК в обеспечении лидерства и конкурентоспособности организации и данная тенденция уже видится в образовательной деятельности колледжа.
На сегодняшний день СМК дает отличную возможность в обеспечении подготовки качественных медицинских кадров и процедур по внедрению инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс. На практике реализации СМК мы видим положительные показатели колледжа в самоуправлении образовательной деятельностью.

 

 

 

Одной из главных задач медицинского колледжа является трудоустройство выпускников?


Алматинский медицинский колледж занимает лидирующие позиции по трудоустройству выпускников колледжа в г. Алматы. Мы постоянно посещаем школы региона, ежегодно проводим Дни открытых дверей колледжа, наши рекламные материалы также способствуют привлечению абитуриентов, повышению конкурса на вступительных экзаменах. Колледж поддерживает постоянный контакт с руководством органов образования и здравоохранения, принимает активное участие в трудоустройстве выпускников колледжа. Сегодня развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества.
В связи с этим колледж развивает социальное партнерство с медицинскими учреждениями г. Алматы. Введена преддипломная практика на будущем рабочем месте и, в рамках социального партнерства, заключаются договоры с базами о совместной подготовке выпускников не просто медицинскими сестрами общей практики, а более узкой квалификации, например, в 2013 году с учетом потребностей МО РК, администрацией колледжа организована монопрофильная преддипломная практика медицинских сестер неонатологии в количестве 46 человек, группа медицинских сестер ПМСП в количестве 25 человек и группа медицинских сестер реанимации и хирургии 26 человек, которые трудоустроены в медицинские организации г. Алматы.

 


Работа в колледже по трудоустройству и распределению выпускников проходит системно: организованы ярмарки вакансий, согласно которым проводились заседания по предварительному и окончательному распреде лению выпускников. Очень важно, что с каждым выпускником проводились индивидуальные беседы и занятия по адаптации в новом коллективе.
По заявкам работодателей в колледже собран банк данных о потребностях в специалистах сестринского дела.
С 2013 года, при поступлении на бюджетное отделение, с абитуриентами заключается договор о том, что после окончания колледжа, необходимо отработать 3 года в государственном учреждении.


На предварительном распределении заключается 3-х сторонний договор с выпускником, МО РК и колледжем о гарантированном трудоустройстве после получения диплома и сертификата специалиста.
Администрация колледжа отправляет запросы во все ЛПУ г. Алматы о необходимости в средних медицинских работниках. Проводится предварительная ярмарка вакансий, где для выпускников доносится вся полученная информация из медучреждений г. Алматы о потребности в медицинских работниках.
Ежегодно в июне месяце на окончательной ярмарке вакансий заместители главных врачей по СД ЛПО г. Алматы проводят перед выпускниками колледжа презентации своих лечебных учреждений и заключают трехсторонние договора межу выпускником, медицинской организацией города и колледжем.

 

Как вы подходите к вопросам воспитательной работы?


Педагогическим коллективом колледжа создана система воспитательной работы, способствующая самореализации и самовыражению как педагогов, так и обучающихся, внедряются в практику современные методики обучения и воспитания обучающихся.
Колледж свою воспитательную деятельность осуществляет, руководствуясь Законами РК «Об образовании», «О языках», «Саламатты Қазақстан», «Об охране здоровья граждан РК», «О государственной молодежной политике», ежегодными Посланиями Президента РК народу Казахстана, Стратегией «Казахстан – 2050», Программой борьбы с наркоманией и наркобизнесом, Государственной программой патриотического воспитания граждан РК.
В реализации основных целей воспитания в колледже имеются разработанные документы: Концепция воспитательной деятельности колледжа, Устав колледжа, Правила внутренного распорядка для обучающихся, Положение о Студенческом Совете по профилактике правонарушений, – с данными законами обучающиеся знакомятся уже на первых классных часах.


Работа педагогического коллектива нацелена на воспитание поликультурной личности, которая включает различные направления воспитания:
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- воспитание духовно-нравственной культуры, сознательного отношение к учебе, умение работать самостоятельно, стремление к повышению качества образования;
- формирование нового политического и экономического мышления, привитие уважительного отношения к национальным традициям, культуре и истории народов, проживающих в Казахстане;
- привитие эстетической и интелектуальной культуры, формирование психологической и практической готовности обучающихся к саморазвитию, образованию, самосовершенствованию;
- воспитание любви к избранной професии, милосердия, гуманизма как основы национального согласия.

 

 

Акмира Маханбеткалиевна, как реализуется Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева «Казахстан – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»?


Стратегия – это программа конкретных практических дел. В колледже уделяется большое внимание патриотическому воспитанию, систематически проводится работа по формированию у обучающихся уважительного отношения к государственным символам. Воспитание интереса к изучению государственного языка проходит через проведение таких мероприятий, как неделя языков народа Казахстана, конкурс чтецов, олимпиад по языкам. Организован конкурс сочинений на тему «Менің егеменді Қазақстаным!» среди студентов 1-2 курса с награждением авторов лучших сочинений.
Организован домбровый оркестр, хор студентов, где руководителями являются преподаватели Казахской национальной консерватории.

 

Создана команда КВН среди учащихся, которые на фестивале КВН «Кубок дружбы», посвященному Дню Единства Народов Казахстана награждены поощрительными призами в номинации «За волю к победе», по развитию волонтерского движения проводится совместная работа студентов колледжа по государственной программе «Саламатты Қазақстан». К 20-летию Независимости РК был проведен месячник, кураторы групп провели воспитательные часы на тему: «Развитая страна в ХХІ веке – это активные, образованные и здоровые граждане».

 

Акмира Маханбеткалиевна, здоровый образ жизни можно очень хорошо ввести именно в колледже, когда студент еще юный и с энтузиазмом воспринимает все новое?


Да, конечно, и мы стараемся прилагать все усилия для этого. Так, у нас налажена тесная связь с городскими организация ми «Центром по проблемам формирования ЗОЖ», Обществом Красного Полумесяца, Центром СПИД, Студенческой поликлиникой. Согласно календарю ВОЗ проводятся мероприятия, посвященные профилактике различных заболеваний. Тем самым, студенты нашего колледжа активно участвуют в пропаганде профилактического осмотра жителей г. Алматы. С сентября 2013 учебного года 25 студентов нашего колледжа прошли обучение казахской гимнастики «Айкуне» и пропагандируют данную гимнастику в ЛПУ г. Алматы. Студентами нашего колледжа было проведено несколько флешмобов в целях пропаганды казахской гимнастики. Волонтерская группа медицинского колледжа призывала жителей г. Алматы и молодежь присоединиться к числу последователей Айкуне, и таким образом улучшить свое здоровье, воспитать в себе бережное отношение к телу, выполняя совсем простые упражнения одновременно или совместно с большим количеством последователей Айкуне.
Также, с целью активного вовлечения молодежи, будущих специалистов в современные темпы и ритмы жизни города Алматы, учащиеся колледжа принимают участие в мероприятиях организованных акиматом г. Алматы.

 

 

Очень важно сегодня нравственное воспитание молодежи?


В колледже уделяют особое значение нравственному воспитанию подрастающего поколения и администрация систематически проводит встречи с представителями религиозных конфессий и акимата г. Алматы. Данные встречи посвящены вопросам нравственного воспитания, роли религии в жизни общества, семьи и отдельного человека, проблеме борьбы с экстремизмом ипротив насилия.
По формированию у обучающихся духовно-нравственных ценностей, ориентирующих на привитие интереса к избранной профессии, состоялись встречи-беседы с выдающимися личностями.

 

Чтобы правильно выстроить свою профессиональную и личную жизнь необходимо молодому человеку и правовое воспитание?
С целью формирования правовой культуры проводятся беседы, обсуждение материалов СМИ, вечера встреч, вопросов и ответов. Проведены круглые столы с приглашением старшего инспектора ОДН Алмалинского РОВД, юристом колледжа и членами молодежного комитета колледжа.
В колледже ведется работа по воспитанию обучающихся в духе мира и согласия и таких нравственных ориентиров, как истина, добро, свобода, любовь, личность, гармония. С этой целью проводятся классные часы «Я – личность», «Культура поведения в общественных местах», в соответствии с комплексной программой воспитания осуществляется формирование уважения, гордости к избранной профессии, к своему колледжу. Проводятся внутриколледжные и региональные конкурсы «Лучший выпускник».


Ежегодно проводится конкурс «Лучшая студенческая группа колледжа». Студенческое самоуправление принимает активное участие при подготовке и проведении общеколледжных праздников, вечеров, благотворительных акций, экологических субботников, конкурсов. В реализации государственной молодежной политики Студенческий Совет колледжа взаимодействует с молодежными структурами города.

 

Большую роль в обучении и воспитании студентов играют профессиональные кадры, которым также необходима интеллектуальная подпитка?


Мы в колледже уделяем очень пристальное внимание подготовке кадров и стараемся поддерживать их интеллектуальные ресурсы. Если смотреть качественный состав преподавателей, то по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам в нашем колледже преподаватели с высшей и первой категорией составляют подавляющее большинство. Преподаватели клинических дисциплин имеют сертификаты специалистов, они участвовали в разработке Типовых учебных программ по новому ГОСО 2013 специальности «Сестринское дело» по 8 предметам (приказ МЗ РК).

 

 

Акмира Маханбеткалиевна, внедрение новых медицинских технологий и методов лечения требует специалистов, ориентирующихся в современной стратегии сестринского дела. Что делается Вами в этом направлении?


У нас в колледже есть Центр дополнительного последипломного образования специалистов сестринского дела, девиз которого «Учеба через всю жизнь!»
Одним из 7-ми главных проектов Послания 2014 в здравоохранении выделен главный приоритет – развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).
Мы активно проводим для медицинских сестер г. Алматы и Казахстана семинары, мастер-классы, тренинги с привлечением отечественных и зарубежных мастеров. В рамках международного проекта с Голландским кластером «Оказание поддержки РК в профилактике инфекционных заболеваний» состоялись международные конференции и тренинги по различным направлениям сестринского дела с участием международного эксперта. Общее количество конференций и семинаров 6, в которых приняли участие более 300 медицинских сестер.


Состоялся цикл обучения «Современные подходы в работе семейной медицинской сестры» на базе учебно-методического центра «Демеу» в Астане для более 80 медицинских сестер. Совместно с Центром поддержки семьи «Аист» для 150 акушерок прошли 5 тренинговых занятий «Консультация беременных по питанию», «Основы психологии, диетологии и адекватных физических нагрузок для беременных и кормящих мам».
На базе Сантарикшской клиники Вильнюсского университета Республики Литва, при поддержке Управления здравоохранения г. Алматы, были направлены на стажировку «Инновационные технологии в сестринском деле» 20 специалистов – медицинские сестры и акушерки медицинских организаций г. Алматы. Цель данной стажировки – подготовка международных тренеров для каскадного обучения специалистов сестринского дела МО г. Алматы.


По приезду курсантов в Медицинском колледже был проведен круглый стол-семинар с участием главных медсестер. Одним из результатов обучения и сотрудничества явилось 3-х стороннее соглашение о создании пилотного проекта по ПМСП. Решением Управления здравоохранения базой для проекта выбрана Городская поликлиника №23. Одним из следующих этапов данного проекта явился ответный визит экспертов с Вильнюсского Университета. Целью визита была оценка качества сестринской помощи, для чего проведен выборочный аудит качества сестринского ухода в 11 медицинских организациях города.

 

В рамках визита экспертов международного уровня проведен мастер-класс «Управление качеством сестринской помощи и сестринским персоналом» и круглый стол по результатам оценки эффективности реализации знаний, полученных при стажировке. Приняли участие около 200 специалистов сестринского дела МО г. Алматы. Также состоялся международный  обучающий семинар с участием международного эксперта – медицинской сестры Университетской клиники Германии города Франкфурта Шарлотте Лир-Хирнинг,   автора проекта в области персонала по уходу за больными, на темы «Управление стандартами санитарной гигиены. Роль медицинской сестры в инфекционном контроле», «Политика сестринского ухода. Организация ухода за пациентами на дому». В семинаре приняли участие более 100 медицинских сестер г. Алматы. Ассоциация «Медицинского Образования и Науки Казахстана» провела 54-часовой семинар на тему«Основы менеджмента в сестринском деле» для специалистов  сестринского дела. Все тренинги и семинары завершались вручением сертификатов.

 

 

Акмира Маханбеткалиевна, какое у вас хобби?


Профессиональное образование и профессиональная деятельность – основа успеха личности медработника и руководителя. И мое хобби – это моя работа, в которой есть все для меня! Мы с коллективом и студентами часто посещаем концерты симфонических и народных инструментальных оркестров. Я люблю классическую и казахскую народную музыку.
Открыла для себя казахскую гимнастику Айкуне, которой мы вместе с коллегами и студентами посвящаем каждый день по 15 минут до начала занятий.


Я считаю, что здоровый образ жизни – это, прежде всего, необходимость сохранения здоровья для эффективной и плодотворной деятельности и счастливой жизни в целом. И совсем не обязательно посещать дорогостоящие тренажерные залы, которые в принципе не все могут себе позволить. Поэтому кислородом в многообразной творческой и интеллектуальной жизни колледжа и стала данная гимнастика Айкуне. Эта гимнастика проста в освоении, эффективна, малозатратна по времени, без религиозного и мистического наслоения, светская, укладывается в современное научное представление. Для будущих медработников освоение этой гимнастики – очень важный момент, так как они смогут помогать своим пациентам. Система Айкуне построена так, чтобы пациент мог работать самостоятельно: одновременно диагностировать себя и побеждать болезнь, не перекладывая все это на плечи других, даже докторов.


«Айкуне» означает «луна и солнце» и основы гимнастики взяты ее автором Абаем Баймаганбетовым из секретов древнего искусства казахского костоправства и построена на танба. Мы все знаем, что каждый казахский род имеет свой герб, эмблему – танба, их свыше тысячи, в честь этих родов из шежире названы упражнения. Пять минут делаем «аргын», потом пять минут «кипчак». Потянулись, сделали «адай» и расслабились!
И это очень важно, что гимнастика Айкуне привлекательна, своеобразна тем, что основывается на сохранившихся духовных ценностях казахского народа, ориентируется на родоплеменные знаки, возрождая душевные, физические и патриотические истоки каждого из нас. А особенно у молодежи пробуждается интерес к казахской культуре, истории и языку.

 

Спасибо за интервью.

Автор: Салтанат Байтелесова
Фото: Антон Кучин

 

Для того чтобы прочитать полные версии подпишитесь на журнал
 

 

 

 

г. Алматы, пр. Абылай хана, 58, 2 эт., оф. 209 (уг. ул. Макатаева, вход с ул. Макатаева)
тел.: +7 (727) 2501485, 2738584, skype: medmedia.kz, e-mail: info@medmedia.kz
 
Яндекс.Метрика