Русский Русский English Казахский
НОВОСТИ   СТАТЬИ   АРХИВ   РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ   О ЖУРНАЛЕ   КОНТАКТЫ
Категория: Статьи

 

ЗДРАВООХРАНЕНИE В СМИ

 

 

Совсем недавно в эфире телеканала «Казахстан» прошел первый сезон нового медицинского телесериала «Жедел Жәрдем» от создателей таких нашумевших отечественных телехитов, как «Улжан» и «Жаным». Отличие нового телепроекта в том, что на этот раз авторы «посягнули» на один из самых сложных жанров сериального производства – медицинские истории. О том, как авторы справились с этой задачей, мы поговорим с главным автором сериала – кинодраматургом Лейлой Ахинжановой, известной зрителю по культовым фильмам «Фара», «Тот, кто нежнее», «Станция Любви», а также являвшейся стори-лайнером (автором сюжетов) и сценаристом первой казахстанской мыльной оперы «Перекресток».

 

Лейла, скажите честно, Вас не испугала перспектива работы над сериалом на медицинскую тему?

 

Предложение написать медицинскую историю сначала вызвало жуткий профессиональный азарт. В этом жанре мировая планка поднята очень высоко. Взять,  к примеру, культовый американский сериал Grey’s Anatomy («Анатомия страсти» в нашем прокате). Любой автор запаникует. И когда стало понятно, что работать мы будем «в коридоре» двух грандиозных тем – кардиохирургии (трансплантации) и перинатологии (охрана материнства и детства) – стало немного страшно. Я говорила себе: «Это не про любовь-морковь писать!» Гениальный казахстанский кардиохирург Юрий Пя только в декабре 2012 г. провел первую операцию по пересадке сердца… В стране зафиксированы только единичные случаи донорства органов…

 

Чтобы разобраться во всех тонкостях медицинских проблем, надо сесть учиться, потом столько же времени провести в интернатуре, ординатуре, аспирантуре… Но у меня есть продюсер Алия Увальжанова. Человек с бескомпромиссной жизненной позицией и железной хваткой. Она сказала: «Зрители обязаны узнать о том, какие фантастические перемены сейчас происходят в медицине Казахстана. Половина родителей даже не знают, что не нужно собирать огромные деньги и ехать лечить детей за границу, потому что здесь, дома, все можно сделать на том же высоком уровне и бесплатно. 

 

 

Лейла Ахинжанова
кинодраматург,
автор сериала «Жедел Жәрдем»

 

Мы все должны понять, насколько важно донорство органов, что это обычное дело для всего мира… и только мы боимся и грязнем в предрассудках!» Одним словом, Увальжанова рискнула, и мне пришлось надеть медицинские бахилы, маску и отправиться с компьютером и диктофоном в медицинские центры страны.

 

Что было самым сложным в работе над медицинским сценарием?

 

амым сложным? Непосредственный контакт с людьми (врачами и пациентами), которые именно в тот момент, когда ты задаешь им вопросы, реально находятся, балансируют в той зыбкой точке, где с одной стороны – жизнь, а с другой – смерть. Никогда не забуду, как в Центре перинатологии и детской кардиохирургии я искала для консультации одного хирурга, кружа по холлу вокруг кушетки, на которой спал человек в синем хирургическом костюме, я ходила и почти кричала: «Где хирург такой-то? Где мне найти хирурга такого-то?» Когда человек на кушетке проснулся, я и его спросила, где может быть этот хирург? Он устало ответил, что не знает. Потом выяснилось, что он и был этим хирургом.

 

Просто решил выспаться после тяжелой операции, но я не дала. Очень сложно было консультироваться, когда хирурги прямо с интервью срывались на операции, или главврач Гульжан Исина неслась в родильное отделение по проводу экстренной ситуации, прервав интервью. Это было жутко несопоставимо: наша работа и… реальная угроза чьей-то конкретной человеческой жизни! До сих пор чувствую холодок по спине от этих воспоминаний.

 

Как вам удалось добиться такого удивительного правдоподобия в описании жизни врачей? Ведь было много отзывов от медиков, где подчеркивалось: «В сериале «Жедел Жәрдем» очень точно показана жизнь врачей – и в профессиональном, и в личном плане…»

 

В этом вопросе мне просто повезло, наверное. Дело в том, что мой муж – врач. Соответственно, большинство друзей семьи – медики, а лучший друг мужа – хирург. Я знаю людей этой профессии. И если жены моряков знают, что такое ждать мужа из плавания, а жены шахтеров –как ждать мужа из шахты, я знаю, каково это – когда твой муж вытаскивает человека с того света.

 

Жизнь, психика и образ мышления медиков – это отдельная история. Без необходимых знаний очень ТРУДНО было бы написать медицинский сценарий. Сейчас некоторые знакомые немного подтрунивают надо мной: «Значит, имело смысл выходить замуж за врача? Как бы еще ты написала «Жедел Жәрдем»?

 

Сейчас снимается второй сезон сериала «Жедел Жәрдем» по Вашему сценарию. Хотелось бы приоткрыть завесу дальнейшей судьбы полюбившихся уже героев и узнать, как будет развиваться жизнь врачей Ильясовых в «Жедел Жәрдем – 2»?

 

Ермек Ильясов сильно надорвался на самом взлете карьеры. Одна операция за другой, одна сложнее другой, желание забыться в работе после смерти дочери, сложные отношения с бывшей женой, попытка сойтись, безвременная смерть лучшего друга и коллеги, полная самоотдача на износ, – все это привело к срыву. Ермек сначала допускает медицинскую ошибку – у него дрогнула рука на операции, а после он узнает свой собственный серьезный диагноз и, как врач, понимает – ему остается жить около года. Ильясов не хочет сообщать об этом бывшей жене, доктору Алме Ильясовой, которую пригласили на перспективную работу в Астану.

 

Алма с Ермеком так и не поженились вновь, хотя оба любят усыновленных детей. Похоже, бывшие отношения не склеить. Ермека на время отстранили от операций, и его отъезд в село Алма воспринимает как слабость. Одним словом, кризис среднего возраста и зловещая турбулентность в судьбе. Ермек Ильясов – блестящий кардиохирург – встречается с участковым в крошечной районной больнице недалеко от аула, в котором родился.

 

 

То есть, вы «бросаете» Ермека Ильясова в глубинку?

 

Да. Ситуация, конечно, фантастическая, но вполне возможная для настоящего казаха, который любит свою землю и привязан к каждой ее пяди. Какая разница, где и в каком формате спасать людей? Если ты хирург от Бога, то для тебя нет разницы – в роскошном медцентре ты практикуешь или в крошечном сельском фельдшерско-акушерском пункте (ФАП). Тем более что сейчас государство делает все, чтобы уровень предоставления медицинских услуг был одинаков как в крупных городах, так и на селе. Да, возможно, до этого еще очень и очень далеко, но формат сериала позволяет просканировать ситуацию в этом направлении.

 

Сколько времени вы пишете сценарий к сериалу?

 

На самом деле, моя сценарная группа имеет все шансы попасть в Книгу Гиннеса. Я не шучу. Мы работаем очень быстро. В номинации «время-качество» мы заняли бы первое место! Наш показатель: сценарий одной серии (от сюжетной линии до финальной правки) – полтора дня! При гарантии сохранения высшего уровня всех продюсерско-режиссерских притязаний. Это ничего не скажет зрителю, но это действительно впечатлит любой продакшн-офис!

 

В чем главная сложность профессии сценариста?

 

Попробуйте заставить другого человека полюбить то, что любите вы. Попробуйте заставить другого человека возненавидеть то, что ненавидите вы. Попробуйте заставить другого человека почувствовать, сделать, исправить или заплакать. Возможно, с одним человеком у вас и получится. Но достучаться со своей правдой до миллионов – это очень трудно.

 

Так вот, сценарист – это тот сумасшедший, который пытается донести свои эмоции до миллионов. Я верю в то, что медики Казахстана – это герои огромного потенциала. Я знаю этих людей. Я не ношу розовые очки и отдаю себе отчет в том, что до идеала нашей медицине еще двигаться и двигаться. Но я знаю о феноменальных персонах и перспективах казахстанской медицины. Я верю в нее. Иначе не писала бы свои истории.

 

Вы – мастер отечественных сериалов. Но ваши работы в кино – до сих пор классика! Взять хотя бы самые известные ваши кинокартины, такие как «Фара» или «Станция Любви». Почему Вы перешли в сериалы, не собираетесь ли возвращаться в большое кино?

 

Я не могу жить без зрителя. Вот многие казахстанские кинематографисты могут – их устраивает только мелкофестивальная жизнь, а я не могу. Если хотите, я «подсела» на зрительский интерес, ничего не могу с этим поделать. Нет ни одной моей работы – а это 11 кинокартин и 910 серий отечественных сериалов, которые бы не знал зритель.

 

Когда-то мой фильм «Фара» с Фархадом Абдраимовым и Кристиной Орбакайте в главных ролях переломил тенденцию игнорирования отечественных картин в кинотеатрах. Но это был конец лихих 90-х. Потом, после «Перекрестка», самыми культовыми стали сериалы «Жаным» и «Улжан». «Перебить» их популярность очень сложно. Я счастлива, что судьба свела меня с продюсером Алией Увальжановой. Пока я помогаю ей с телевизионными сериалами. Но, возможно, под ее крылом появятся проекты, которые вновь возбудят мой интерес к большому кино.

 

Для того чтобы прочитать полные версии подпишитесь на журнал
 

 

 

 

г. Алматы, пр. Абылай хана, 58, 2 эт., оф. 209 (уг. ул. Макатаева, вход с ул. Макатаева)
тел.: +7 (727) 2501485, 2738584, skype: medmedia.kz, e-mail: info@medmedia.kz
 
Яндекс.Метрика